Размер ААА
Шрифт AT
Цвет ЦЦЦЦЦ
Обычная версия
Экономика и бизнес
Структурные подразделения администрации города Рязани
Интернет-приемная Справочник Районы города
Анонсы Объявления

Оценка эффективности деятельности муниципального образования - город Рязань

II. Текстовая часть

1. Анализ и оценка значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования — городской округ город Рязань

Настоящий Доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности муниципального образования - городской округ город Рязань за 2017 год и их планируемых значениях на 3 летний период (далее - Доклад) подготовлен во исполнение Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 (в редакции Указа Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1384) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», постановления Губернатора Рязанской области от 25 апреля 2013 года № 30-пг «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Рязанской области». При подготовке Доклада использованы официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области, информация структурных подразделений администрации муниципального образования - городской округ город Рязань.

Экономическое развитие

Рязань – крупный административный центр с населением 539 тысяч человек, по численности город занимает 32-е место в Российской Федерации и 3-е место в ЦФО. Город с древней историей, богатым культурным наследием и традициями, является крупным железнодорожным и автомобильным узлом, обладает высоким кадровым потенциалом и развитой промышленностью.

Площадь земель муниципального образования – 223,9 кв. км. Реализуются Генеральный план города Рязани до 2020 года и План стратегического развития города Рязани до 2020 года.

В 2017 году экономике города преобладали позитивные тенденции, большинство макроэкономических показателей демонстрировали положительную динамику.

Увеличились объемы промышленного производства. Индекс промышленного производства города в 2017 году составил 101%, что соответствует динамике, сложившейся в целом по Российской Федерации (рост также на 1%).

Рост промышленного производства обеспечили положительные тенденции двух основных промышленных секторов - увеличение на 0,8% производства обрабатывающих отраслей (их удельный вес составил 88,7%) и увеличение на 2,9% производства по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха (удельный вес - 10,4%).

Определяющее влияние на динамику обрабатывающих производств Рязани оказали рост производства компьютеров, электронных и оптических изделий (на 7,2%) и снижение производства нефтепродуктов (на 11,7%), так как на их долю приходится половина (49,7%) всего объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг обрабатывающих производств города. Также увеличились объемы производства в двух весомых отраслях (их удельный вес 10 - 15%) - в производстве прочей неметаллической минеральной продукции (на 3,5%) и производстве пищевых продуктов (на 3,3%). Рост производства компьютеров, электронных и оптических изделий обеспечен главным образом исполнением контрактов гособоронзаказа на предприятиях ОПК. Негативное влияние на динамику обрабатывающих производств оказало снижение производства машин и оборудования, не включённых в другие группировки - на 34,7%, производства прочих готовых изделий – на 25,5%, производства электрического оборудования – на 15,5%, производства прочих транспортных средств и оборудования – на 37,2%.

Основные показатели, характеризующие сферу занятости города Рязани, остаются стабильными и достаточно низкими. Уровень безработицы, рассчитанный относительно численности трудоспособного населения, снизился до 0,28% (в 2016 году составлял 0,38%). Сократилась 27,3% численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости. Увеличилась на 27,4% заявленная потребность организаций города в работниках.

Среднемесячная начисленная заработная плата в организациях города в 2017 году составила 36 051,4 рубля, что на 8,2% выше уровня 2016 года. В связи с опережающим ростом номинальной заработной платы по сравнению с ростом потребительских цен увеличился на 3,7% размер реальной заработной платы.

К позитивным моментам в развитии экономики города можно отнести рост на 11,6% объема собранных на территории города налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Негативные тенденции динамики инвестиций в основной капитал 2015 и 2016 годов сменились существенным ростом - инвестиции в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) увеличились на 35,8%. Высокий индекс физического объёма инвестиций сложился из-за низкой базы 2016 года и значительной суммой привлеченных заёмных средств других организаций. Наиболее распространенным мотивом инвестиционной деятельности предприятий оставалось поддержание производственных мощностей.

Сохранилась отрицательная динамика показателей в сфере строительства (снижение на 2,1%) и торговли (снижение на 1,3%), однако темпы их падения замедлились. Постепенное улучшение динамики показателей в сфере потребительского рынка подтверждает рост оборота общественного питания (на 4%).

Инфляция достигла рекордно низких значений и составила 3,3%. Больше всего выросли цены на платные услуги – на 5,9%. Цены на непродовольственные товары возросли на 2,9%, на продовольственные товары – на 2%.

В отчетном году администрацией города Рязани принимались меры по обеспечению деятельности отраслей городского хозяйства, реализации социальных программ, созданию условий для сохранения благосостояния людей, оказанию качественных муниципальных услуг, совершенствованию управления.

Развитие малого и среднего предпринимательства

Данные о числе субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год представлены по результатам сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (проводится один раз в 5 лет), показатели за 2016 и 2017 годы – данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, опубликованные на сайте Федеральной налоговой службы. Данный реестр с августа 2016 года является единственным актуальным источником информации по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с реестром уточнены данные по численности субъектов малого и среднего предпринимательства за 2016 год.

Малый бизнес представлен во всех областях экономики города, но большая часть малых и микро предприятий сконцентрирована в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, в строительстве. На территории города Рязани на конец 2017 года осуществляли финансово-хозяйственную деятельность 27,2 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (13 600 микропредприятий, 1 655 малых предприятий, 76 средних предприятий, 11 883 индивидуальных предпринимателя). В расчете на 10 тыс. человек населения в отчетном году число субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 89 единиц по сравнению с 2016 годом и составило 506 единиц.

Прогноз социально - экономического развития города Рязани до 2020 года предполагает повышение доверия частного бизнеса, освоение новых видов продукции, востребованных на рынке, повышение платежеспособного спроса населения, что должно найти отражение в динамике количества субъектов МСП. К 2020 году число малых и средних предприятий, включая микропредприятия, увеличится на 6,7% относительно уровня 2017 года. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства города Рязани планируется на уровне 28-29 тыс. единиц на трехлетний период.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2017 году, по оценке, на основании данных о числе субъектов МСП из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, составила 36,6%. Оценка проведена на основании расчетных данных о средней численности работников организаций по каждой категории, оцененной по итогам переписи малого и среднего бизнеса в 2015 году. Плановые показатели на 2018-2020 годы посчитаны по той же методике.

Численность работников субъектов МСП увеличится к концу 2020 года на 7% относительно уровня 2017 года и составит более 90 тыс. человек, их доля в численности работников всех организаций увеличится до 37,5%.

В целях создания условий для развития малого и среднего предпринимательства города Рязани администрацией города Рязани в 2017 году в рамках муниципальной программы «Стимулирование развития экономики в городе Рязани» на 2016-2020 годы реализовывалась задача по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства города Рязани, на данные цели было направлено 4,7 млн. рублей.

Повышение инвестиционной привлекательности

В 2017 году объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя составил 56,8 тыс. рублей, что на 17,5 тыс. рублей или на 44,5% больше уровня 2016 года (показатель за 2016 год уточнен по данным Рязаньстата). Данное повышение обусловлено завершением реализации крупных проектов в нефтегазовой отрасли, приборостроении, а также в сфере услуг (гостиничный бизнес). Так, в 2017 году на территории города Рязани реализовались следующие крупные проекты: реконструкция системы магистральных трубопроводов (АО «Транснефть – Верхняя Волга»), техническое перевооружение и реконструкция производства АО «ГРПЗ», строительство гостиничного комплекса «Старый город» (ООО «Европа»), реконструкция гостиничного комплекса «Арагон» -II этап (ГК «Арагон»).

Основные проекты, реализация которых начата в 2017 году, рассмотрены на заседаниях Инвестиционного совета при главе администрации (каждому проекту назначен куратор):

- создание причальной инфраструктуры в районе Лесопарка – ООО «КОНТ» (заключено соглашение и утвержден план мероприятий);
- создание музея «Фабрика игрушки» – ООО «Музей сказок и ремесел» (заключено соглашение и утвержден план мероприятий);
- создание производства лекарственных средств из готовых фармацевтических субстанций, инициатор – ООО «Фармэра» (заключено соглашение).

Кроме того, в 2017 году начали реализацию инвестиционных проектов: ООО «Рязанский Станкозавод» (техническое перевооружение производства токарных станков и специальных станков с ЧПУ), ООО «Вакуумные технологии» (строительство административно-сборочного корпуса), ООО Торговый дом «Барс» (создание торговой галереи, расположенной между ТД «Барс» и ТЦ «Премиум»), ООО «СибирьАвто» (строительство оптового магазина по торговле запчастями), ООО «Эллада» (создание предприятия по производству ПВХ-систем).

Всего на конец отчетного года реализовывались 115 инвестиционных проектов.

С целью привлечения потенциальных инвесторов в город Рязань администрацией проработаны вопросы по размещению новых производств на предприятиях города Рязани с использованием имеющихся свободных объектов недвижимости и земельных участков. На 01.01.2018 реестр инвестиционных площадок содержит 45 площадок: на 20 из них расположены объекты недвижимого имущества, оставшиеся 25 - это свободные земельные участки.

Также, начиная с 2017 года, инвесторы, реализующие особо значимые проекты, могут быть полностью освобождены от уплаты земельного налога; инвесторы, реализующие приоритетные инвестиционные проекты, могут претендовать на уменьшение налоговой базы на 50%, реализующие основные инвестиционные проекты – на 20 %.

В целях формирования эффективных ставок арендной платы за земельные участки администрацией города утверждены коэффициенты к базовым ставкам арендной платы на 2017 год, понижающие арендную плату для особо значимых, приоритетных и основных инвестиционных проектов на 99%, 50%, 20% соответственно.

Вышеуказанная муниципальная поддержка предоставляется инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов, которым присвоена категория основных, приоритетных, особо значимых инвестиционных проектов в соответствии с Законом Рязанской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области», за исключением проектов, направленных на реконструкцию, техническое перевооружение действующего производства, на основании соглашения, заключенного с администрацией города.

Сформирован порядок принятия решений о реализации проектов с применением механизма муниципально-частного партнерства, который позволяет совместно с бизнесом создавать социально-значимые объекты для города.

Земельный налог

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади города Рязани в 2017 году составила 62,7%, что на 0,9 п.п. больше уровня 2016 года.

Рост доли площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, произошел за счет увеличения земельных участков, сформированных и оформленных в собственность организациями и физическими лицами.

В дальнейшем не ожидается существенного роста данного показателя в связи с тем, что с 01.01.2015 земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения (в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 389 Налогового Кодекса РФ).

Дорожное хозяйство и транспорт

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения на конец 2017 года составляла 499,1 км (на конец 2016 года – 501,5 км), падение показателя связано с уточнением геометрических параметров автомобильных дорог (постановление администрации от 29.11.2016 № 5187). В отчетном году протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, составила 250,6 км или 50,2% от общей протяженности автодорог, что на 6,5 п.п. ниже уровня 2016 года.

С целью обеспечения нормативного состояния городских автомобильных дорог выполнялись мероприятия по содержанию, ремонту и капитальному ремонту дорог в рамках муниципальной программы «Дорожное хозяйство и развитие транспортной системы в городе Рязани» на 2016 - 2020 годы. Выполнены работы по ремонту и капитальному ремонту 47 объектов улично-дорожной сети.

Общая протяженность отремонтированных в 2017 году автомобильных дорог составила 36,5 км, общая площадь – 460,0 тыс. кв. м.

В случае финансирования мероприятий по ремонту автомобильных дорог в плановом периоде 2018-2020 годов в объемах, предусмотренных муниципальной программой, при условии соблюдения межремонтных сроков, протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, будет сокращаться и, по оценке, к концу 2020 года составит 44,2%, что на 6 п.п. меньше уровня 2017 года.

Все жители микрорайонов и поселков, находящихся в черте города Рязани, кроме жителей пос. Качево и пос. Мордасово, имеют регулярное автобусное сообщение с центром города.

Необеспеченность жителей пос. Качево и пос. Мордасово регулярным автобусным сообщением связана с тем, что автомобильная дорога, связывающая данные пункты с пос. Строитель, не отвечает требованиям безопасности перевозки пассажиров.

Комиссией в составе представителей УГИБДД УВД по Рязанской области, администрации города Рязани, префектуры Октябрьского района были обследованы дорожные условия на участке автодороги, соединяющей пос. Строитель, пос. Качево и пос. Мордасово. Согласно акту комиссии ширина проезжей части обследуемой автодороги составляет 4,2 - 4,5 м, в некоторых местах имеются значительные разрушения проезжей части, на всем протяжении отсутствует уличное освещение и пешеходные дорожки, отсутствуют дорожные знаки, обустроенные остановочные пункты для автобусов, на опасных участках отсутствует барьерное ограждение. В связи с тем, что дорожные условия на дороге не отвечают «Требованиям по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах» был сделан вывод о невозможности открытия по ней движения пассажирского транспорта общего пользования.

До настоящего времени работы по реконструкции участка автомобильной дороги, связывающего пос. Строитель с пос. Качево и пос. Мордасово, не проводились. Значение показателя доли населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющего автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа в общей численности населения городского округа в 2017 году существенно не изменилось и составило 0,0552% (незначительное уменьшение показателя связано с увеличением численности жителей города).

В настоящее время жители вышеназванных поселков города имеют возможность пользоваться автобусами, следующими до пос. Строитель.

Доходы населения

Среднемесячная начисленная заработная плата на крупных и средних предприятиях и некоммерческих организациях города в 2017 году составила 36 051,4 рубля, что выше уровня 2016 года (в 2016 году заработная плата составляла 33 309,1 рублей). Среднемесячная начисленная заработная плата на крупных и средних предприятиях и некоммерческих организациях города продолжит свой рост и, по прогнозу, к концу 2020 года составит 43,3 тыс. рублей.

Средняя заработная плата работников муниципальных детских дошкольных образовательных учреждений увеличилась по сравнению с уровнем 2017 года на 8,1% и составила 19 597 рублей.

Средняя заработная плата работников образовательных учреждений общего образования в городе Рязани доведена до средней заработной платы по экономике Рязанской области, начиная с 2013 года. Среднемесячная заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений увеличилась по сравнению с 2016 годом на 9% и составила 29 563 руб., в целом по муниципальным общеобразовательным учреждениям заработная плата возросла на 8,6% и составила 27 787 руб. Целевые показатели по заработной плате работников образовательных учреждений, установленные министерством образования Рязанской области на 2017 год, выполнены.

Среднемесячная номинальная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства составила 21 313 руб., что на 30% больше уровня 2016 года. Достижение показателя обеспечено за счет выполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597, Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и отдельных работников дополнительного образования (педагогических работников).

Среднемесячная заработная плата в муниципальных учреждениях физической культуры и спорта города Рязани составила 17 798 рублей, что на 8,7% больше уровня предыдущего года.

В 2018 - 2020 годах планируется обеспечить уровень заработной платы работников муниципальных учреждений социальной сферы не ниже уровня, достигнутого в 2017 году.

Дошкольное образование

Муниципальная система дошкольного образования города Рязани включала на конец 2017 года 113 дошкольных образовательных учреждений.

В 2017 году доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет составила 73,8%, что на 0,2 процентных пункта меньше, чем в 2016 году. Незначительное снижение показателя связано с тем, что численность детей 1-6 лет растет опережающими темпами по сравнению с численностью детей, получающих данную услугу. По оценке, к концу 2020 года процент детей, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, увеличится до 78,7%.

В 2017 году введены 150 дополнительных мест за счет открытия 6 новых групп в детских садах №№ 4, 85, 104, 121, 124, 130 и строительства детского сада № 35 на 224 места в микрорайоне Семчино. Проведенные мероприятия позволили обеспечить услугами дошкольного мероприятия 25 509 детей, что на 657 детей больше, чем в предыдущем году.

В 2018 году планируется ряд мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования: комплектование детского сада № 35, строительство детского сада на 224 места в микрорайоне Кальное, доукомплектование действующих детских садов за счет рационального использования помещений.

Несмотря на положительные тенденции в развитии системы дошкольного образования, очередь в дошкольные образовательные учреждения остается. На конец 2017 года в муниципальной базе данных о детях, нуждающихся в посещении ДОУ, было зарегистрировано 2019 детей.

Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, уменьшилась относительно уровня 2016 года на 0,2 процентных пункта и составила 5,8%.

Ежегодное увеличение численности детского населения ведет к опережающему росту спроса на услуги дошкольного образования. В связи с изменением методологии учета детей (разрешено ставить на учет детей с момента рождения, а не за год до планируемой даты посещения детского дошкольного учреждения) и увеличением спроса на услуги дошкольного образования прогнозируется рост значений показателя на 2018 год. Для ликвидации дефицита мест для детей в дошкольных образовательных организациях необходимо продолжить работу по строительству и реконструкции детских садов, внутренней оптимизации.

Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений, составила в 2017 году 31%, что ниже значения 2016 года на 1,1 процентных пункта. Снижение значения показателя произошло за счет строительства нового детского сада и уменьшения количества детских садов, здания которых требуют капитального ремонта.

Зданий, находящихся в аварийном состоянии, нет. В отчетном году проведены текущие ремонтные работы в 29 детских садах. Средства направлены на ремонт отопления, кровли, водоснабжения, канализации, ограждений, освещения, электромонтажные работы, замену оконных блоков.

Общее и дополнительное образование

Общее образование

Сеть муниципальных общеобразовательных организаций города Рязани обеспечивает различные образовательные потребности обучающихся и их родителей. На конец 2017 года сеть учреждений общего образования включала в себя 68 общеобразовательных учреждений, в том числе 2 гимназии, 2 лицея, 6 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 56 средних общеобразовательных школ, 1 открытая сменная школа, 1 школа-интерната среднего общего образования.

Одной из основных форм оценки качества образования является государственная итоговая аттестация (ГИА). 45 выпускников 9 классов, 2 выпускника 11 классов не допущены к ГИА. В ГИА приняли участие (были допущены) 4229 выпускников 9 классов и 2158 выпускников 11 классов.

Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений уменьшилась на 0,2 п.п. и составила 0,4%. В 2017 году не прошли государственную итоговую аттестацию 8 выпускников 11 (12) классов. Улучшение значений показателя связано с изменением экзаменационной модели и введением возможности пересдачи экзаменов в сентябре в случае неудовлетворительных результатов.

В 2017 году результаты единого государственного экзамена по математике профильного уровня немного возросли (48,1 – 2016 год, 48,6 – 2017 год), средняя отметка по базовой математике увеличилась с 4,34 до 4,43 балла, а по русскому языку результаты несколько ниже результатов прошлого года - средний балл снизился с 75,9 до 74,1 балла.

В 2017 году 26 выпускников школ города Рязани (в 2016 году – 33) показали 100-балльные результаты по различным предметам.

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, постоянно увеличивается и в 2017 году составила 83,4%.

Улучшение значения показателя достигнуто за счет строительства новой школы № 75, соответствующей современным требованиям к условиям обучения. В то же время увеличилось число вакансий в общеобразовательных учреждениях, в частности возросло число вакансий обслуживающего обсуживающего и вспомогательного персонала.

В 2018-2020 годах планируется увеличение значений показателя за счет создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов, снижения количества вакантных должностей в школах и планируемого строительства новых школ, отвечающих современным требованиям обучения.

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных общеобразовательных учреждений, в 2017 году осталась на уровне предыдущего года и составила 14,7%. Зданий, находящихся в аварийном состоянии, нет. Все образовательные учреждения оснащены системами автоматических пожарных сигнализаций, системами автоматического мониторинга систем АПС, системами оповещения о пожаре, кнопками экстренного вызова наряда полиции. В 2018-2020 годах планируется снижение показателя. В 2018 году планируется капитальный ремонт МБОУ «Школа-интернат», в 2019 году капитальный ремонт МБОУ «Школа № 22» и в 2020 году строительство новой школы в рамках региональной программы «Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016-2025 годы».

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2017 году уменьшилась на 8,4 п.п. и составила 74% (по данным Министерства здравоохранения Рязанской области). Ухудшение значения данного показателя связано с опережающим ростом количества детей, имеющих указанные группы здоровья, относительно увеличения общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях сократилась на 0,3 п.п. и составила 6,4% в 2017 году.

Значительное улучшение значений показателя было достигнуто благодаря проведению мероприятий по поэтапному сокращению доли школ, работающих в две смены и вводу в эксплуатацию школы № 75. В связи со значительным ростом численности детей школьного возраста решить задачу по ликвидации двухсменного режима занятий в школах будет невозможно без строительства новых общеобразовательных учреждений.

Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2017 году увеличилась и составили 53,3 тыс. рублей. Расходы на 1 обучающегося в 2018 - 2020 годах приведены исходя из прогнозируемой среднесписочной численности учащихся.

Реализация комплекса мероприятий в сфере образования города Рязани позволила в 2017 году:

- повысить доступность качественных образовательных услуг;
- создать условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
- создать условия для позитивной социализации и самореализации детей и подростков.

Обеспечение условий безопасности образовательного процесса и здоровьесбережения школьников, развитие инновационных процессов, совершенствование системы поддержки одаренных детей, укрепление материально-технической базы отрасли образования и создание оптимальных условий для удовлетворения потребностей населения города остаётся одним из важнейших направлений деятельности в достижении результатов значений показателей для оценки эффективности.

Дополнительное образование

Учитывая тенденции развития современного общества, дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства города, система, способствующая созданию благоприятных условий для развития социализированной личности, решению проблем образования, организации досуга, профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации ребенка. Система охватывает как дошкольников, так и выпускников школ, молодежь города. Основная база получения указанного вида образования - учреждения дополнительного образования детей (далее – УДОД).

Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы составила 96,9%, что на 2,8 п.п. больше, чем в 2016 году (значение показателя 2016 года пересчитано, исходя из данных о фактической численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, предоставленных Рязаньстатом). Рост значений показателя связан с расширением спектра услуг в образовательных учреждениях, введением новых спортивных объектов, что позволяет предоставить услугу дополнительного образования большему количеству детей при её стабильно высокой востребованности.

Система муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей включает в себя 40 учреждений (как и в 2016 году), в том числе 16 учреждений, подведомственных управлению образования и молодежной политики, 12 музыкальных школ и школ искусств, подведомственных управлению культуры, 12 спортивных школ, подведомственных управлению физической культуры и массового спорта. Ежегодно проводится мониторинг количественного состава объединений, контингента обучающихся.

Дополнительное образование осуществляется по десяти основным направленностям: научно – техническая, спортивно – техническая, эколого – биологическая, военно – патриотическая, социально – педагогическая, естественнонаучная, физкультурно – спортивная, художественно – эстетическая, туристско – краеведческая, культурологическая.

Комплекс мер по развитию сферы дополнительного образования позволил достичь положительных результатов в повышении доступности услуг дополнительного образования.

Более 24,2 тыс. детей занимались в 16 муниципальных учреждениях дополнительного образования, подведомственных управлению образования и молодежной политики.

Увеличение охвата детей услугами дополнительного образования достигается путем реализации новых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, открытия новых групп. Так, благодаря набору новых учебных групп увеличилась численность обучающихся объединений технической направленности (на 39% по сравнению с прошлым годом) в учреждениях дополнительного образования.

Возможность выбора дополнительных образовательных программ различных направленностей имеют учащиеся всех категорий, в том числе одаренные дети, дети, находящихся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация дополнительных общеразвивающих программ организована на базе муниципальных образовательных учреждений города Рязани - 91 дошкольного и 62 общеобразовательных учреждений, что на 41 учреждение больше, чем в предыдущем году. Наиболее востребованными среди обучающихся данных учреждений являются объединения художественной, социально-педагогической и физкультурно-спортивной направленности.

В системе образования города Рязани сохраняется приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения. Его реализация обеспечивается не только через введение федеральных государственных образовательных стандартов, но и путем развития социальных практик и добровольческой деятельности на базе школ и учреждений дополнительного образования детей, программ социализации детей в каникулярный период.

В трех детских загородных стационарных оздоровительных учреждениях (детский центр «Исток», детский оздоровительный лагерь «Смена» - структурное подразделение МАОУ ДОД «Рязанский городской Дворец детского творчества», МБОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный центр «Сказка») отдохнули более 1,9 тыс. детей. Было организовано 202 лагеря с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных учреждений, расположенных на территории города Рязани. В них оздоровлено 11,5 тыс. детей.

В образовательных учреждениях города Рязани действует более 70 патриотических объединений, в которых занимается более 6,5 тыс. детей и подростков. Широкую известность среди школьников получили военно-патриотические объединения: «Юный десантник», «Рота Почётного караула», «Кадетское братство», «Меткий стрелок», «Юный патриот», созданные на базе образовательных учреждений.

В рамках деятельности Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» в 2017 году создано 12 юнармейских отрядов, общее количество юнармейских отрядов в городе - 23.

Продолжается работа по развитию системы городских детских и молодежных общественных объединений и структур. В городе Рязани созданы и действуют 36 детских общественных организаций на базе образовательных учреждений и 3 городские молодежные организации.

В течение 2017 года создано 25 первичных отделений и местное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – РДШ).

Школьными детскими общественными организациями реализовано 220 проектов и мероприятий.

Действует городская дистанционная интерактивная программа «ДОпуск» по развитию первичных отделений РДШ, в которой принимают участие 15 школ города Рязани. В программе принимают участие 300 учащихся.

Важным направлением в работе с молодежью является ее вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность. Для развития добровольческого движения в городе Рязани в апреле 2017 года создан городской волонтерский центр. В городе Рязани продолжают работать 72 волонтерских отряда. Количество волонтеров в 2017 году увеличилось с 3752 до 4042 человек.

В целях активизации участников добровольческого движения города Рязани проведены городские конкурсы «Рязань – территория добра», «Доброволец Рязани», муниципальный этап акции «Весенняя неделя добра» и городской слет волонтеров образовательных учреждений.

Центром реализовано 260 проектов и мероприятий, в которых приняло участие более 4 тыс. человек.

Для повышения активности молодежи в решении городских проблем и включения ее в социально значимую деятельность проводится городской конкурс молодежных проектов и инициатив «Рязань – наш город», региональный этап Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия».

Численность детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности в 12 музыкальных школах и школах искусств города, в кружках и студиях учреждений культуры составила в 2017 году более 8,3 тысячи человек.

В 2017 году в целях сохранения наследия рязанских фотохудожников и развития искусства современной фотографии создано новое муниципальное учреждение – МБУК «Музейно-выставочный центр «Фотодом».

Образовательные учреждения культуры предоставляют детскому населению города максимальные возможности для художественного воспитания и развития. Обучение ведётся по 34 специальностям, а также введённым общеразвивающим программам, рассчитанным на срок обучения от 1 года до 4 лет.

Наряду с традиционными инструментами – фортепиано, гитара - пользуются спросом отделения народного пения, хореографического, изобразительного искусства, раннего эстетического образования, подготовки детей к обучению в детских школах искусств.

В 2017 награды победителей в международных творческих состязаниях получили 294 юных музыканта и художника, 72 музыкальных и хореографических коллектива, во всероссийских – 221 учащийся, 44 коллектива. По итогам участия в межрегиональных, областных, городских мероприятиях отмечены 311 учащихся и 96 творческих коллективов.

В рамках программы поддержки одарённых детей успешно работает Учебно-консультационный пункт для особо одарённых детей в ДМШ № 1 им. Е.Д. Аглинцевой, из 18 обучающихся которого в отчётном году 6 – победители международных, 13 – всероссийских конкурсов.

В апреле 2017 года базе ДШИ № 5 сформирован сводный детский духовой оркестр. В состав оркестра входят учащиеся из пяти школ города Рязани, которые прошли конкурсный отбор. В мае прошедшего года оркестр впервые принял участие в международном фестивале «Спасская башня - детям» и получил приз зрительских симпатий.

На территории города успешно развиваются ремесла. Умельцы, мастера, увлеченные любители - активные участники выставок декоративно - прикладного творчества. Продолжилась работа по формированию единого банка данных о мастерах художественного и декоративно-прикладного творчества города Рязани. В настоящее время в едином сводном реестре по Рязанской области от города представлено 38 мастеров - прикладников с подробным описанием направлений деятельности, фотографиями работ и др.

В МБУДО «Детская художественная школа №1» ведется изучение традиционных народных промыслов Рязанской области по программам: вышивка и кружевоплетение, керамика, обработка металла, ювелирное дело. В МБУДО «Детская школа искусств №4» в рамках учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» ведется обучение технологии лепки изделий из глины. В МБУДО «Детская школа искусств №3» реализуется общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Всего на указанных направлениях обучается 334 человека.

На конец 2017 года на территории города Рязани функционировали 18 ДЮСШ и СДЮСШОР, из них 12 муниципальных и 6 - в ведомстве органов управления в сфере физической культуры и спорта Рязанской области.

В спортивных школах, расположенных на территории города Рязани, в 2017 году занимались 17,4 тысячи учащихся.

Воспитанники рязанских спортивных школ завоевали 686 медалей разного достоинства на Всероссийских соревнованиях и 151 медаль на Международных соревнованиях.

В областном смотре-конкурсе по итогам 2017 года среди тренеров, спортсменов, федераций по видам спорта 4 спортсмена ДЮСШ, СДЮСШОР города Рязани вошли в десятку лучших по олимпийским видам спорта, 3 спортсмена - в пятерку лучших по неолимпийским видам спорта, 3 воспитанника - лучшие по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта.

Лучшими тренерами по олимпийским дисциплинам признаны 5 тренеров муниципальных спортивных школ, по неолимпийским видам спорта - 4 тренера вошли в пятерку лучших, 5 тренеров по паралимпийским видам в десятке лучших.

В 2018 году будет продолжена работа над:

- укреплением материально-технической базы учреждений дополнительного образования;
- обеспечением доступности дополнительного образования всем категориям детей и подростков;
- расширением спектра дополнительных образовательных услуг, развитием детского технического творчества, учебно-исследовательской деятельности;
- созданием условий для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей и подростков;
- профилактикой безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений.

Культура

В сфере культуры города Рязани осуществляют деятельность 4 муниципальных культурно - досуговых учреждения; 11 библиотек-филиалов МБУК «Централизованная система детских библиотек»; 14 библиотек-филиалов МБУК «Централизованная библиотечная система»; 3 муниципальных музея; в том числе созданный в феврале 2017 года МБУК Музейно-выставочный центр «Фотодом».

В 2017 году уровень фактической обеспеченности учреждениями клубного типа от нормативной потребности уменьшился на 0,2 п.п. и составил 38,4%, в связи с ростом численности населения города.

Культурно-досуговыми учреждениями города Рязани проведено 2,4 тыс. мероприятий, в которых приняло участие около 578,5 тыс. человек.

Качественный уровень мероприятий обеспечивают 15 муниципальных коллективов города. За 2017 год муниципальные коллективы дали 94 сольных концерта и выступили в 188 сборных программах.

В культурно-досуговых учреждениях города Рязани работают 102 клубных формирования, в которых участвуют более 3,8 тыс. рязанцев, в том числе 65 клубных формирований самодеятельного народного творчества. Как участники клубных формирований, так и сотрудники культурно-досуговых учреждений успешно заявляли о себе в течение года на общероссийских публичных проектах.

Уровень фактической обеспеченности библиотеками в 2017 году составил 46,4% от нормативной потребности. Незначительное снижение значения показателя (0,2 п.п.) относительно уровня 2016 года обусловлено увеличением численности населения города. Следует отметить, что при расчете показателя учитывались только муниципальные библиотеки.

Муниципальные библиотеки - важнейшее звено социальной инфраструктуры города Рязани в формировании единого информационного, образовательного и социально-культурного пространства. Участвуя в решении социально значимых задач города, библиотечные учреждения активно развиваются, повышают качество библиотечных услуг по информационно-библиотечному обслуживанию населения, модернизируют библиотечную деятельность.

В отчетном году посещаемость библиотек возросла (на 5,4 тыс. человек по сравнению с предыдущим годом) и составила – 640,6 тыс. человек. Проведено 5344 культурно–массовых мероприятия, в которых приняли участие 139,1 тыс. человек.

Библиотеки централизованной системы детских библиотек эффективно осуществляют реализацию приоритетных направлений деятельности с детьми на основе целевых и авторских программ.

В 2017 году началась реализация 4-х новых проектов: городских проектов «Читающий дворик» и «Подросток и закон» (реализуется совместно с УМВД России по Рязанской области), проект ЦДБ «Библиотеатр КиТ» и профориентационный проект «Лицом к будущему». Проект «Встретимся на Библиокухне» реализуется в рамках обслуживания юных читателей с ограниченными возможностями здоровья. Продолжилась реализация уличных культурно-просветительских акций по продвижению чтения на городских праздниках (всего 14 акций).

Продолжилась реализация масштабного метапроекта «Библиотека – центр общения», объединяющего в себе 14 социально значимых подпроектов: «Портал госуслуг – ваш помощник и друг», «Дотянись до НЭБа», «Правовой навигатор», «БиблиоКоворкинг» (Цикл «БиблиоШИК»), «Преодоление: информационная поддержка людей с ограниченными возможностями», «Видимая библиотека» и др. Разработаны и реализуются 10 новых проектов: «Книги в парках», «Читающий дворик», «Активное долголетие», «Станция молодежная» и др. Новый проект «Школа финансовой грамотности «БиблиоФин» стал победителем открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании», проект «Тропинки здоровья – путь к долголетию» – победителем Всероссийского конкурса микрогрантов «Активное поколение» Пензенского регионального общественного благотворительного фонда «Гражданский союз».

На территории города Рязани расположено 272 объекта культурного наследия: 49 – федерального значения, 208 – регионального значения, 15 – местного (муниципального) значения.

В перечне муниципального имущества на конец 2017 года состоял 81 объект культурного наследия (в течение года количество объектов увеличилось на 3 единицы).

В соответствии с разграничением полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, отнесение данных объектов регионального и федерального значения к объектам, требующим ремонта или находящимся в неудовлетворительном состоянии, является компетенцией Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области. На конец 2016 года 37 объектов культурного наследия города Рязани относились к категории «требующие ремонта» (34 - регионального и федерального значения, 3 – муниципального значения). В течение 2017 года произведен ремонт 17 объектов за счет средств фонда капитального ремонта, в том числе произведен ремонт фасадов зданий на ул. Краснорядская, дома № 3,13, 15, 17, ул. Ленина, 33, ул. Семинарская, 1, уд. Павлова дома 31 и 50. Таким образом, к концу 2017 года количество объектов культурного наследия, требующих ремонта уменьшилось до 20.

Проведенные мероприятия позволили сократить долю объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности с 47,4% до 24,7%.

В отчетном периоде производилось согласование научно-проектной документации по реставрации и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) «Дом жилой» по адресу: г. Рязань, ул. Павлова, д.31.

Основной проблемой в работе по сохранению объектов культурного наследия местного значения является то, что в своем большинстве эти здания – многоквартирные жилые дома и исключены из реестра муниципальной собственности. У граждан, проживающих в них, отсутствуют средства на их сохранение, тогда как бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, несет собственник такого объекта.

В ведении муниципальных учреждений культуры нет зданий, находящихся в аварийном состоянии. Однако, для обеспечения качественного оказания услуг населению требуется ремонт помещений МБУК «Музейно-выставочный центр «Фотодом», МБУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» и МБУК КДЦ «Октябрь». Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры, составляет 30% (снижение по сравнению прошлым годом обусловлено увеличением общего количества учреждений культуры).

Для поддержания зданий в удовлетворительном состоянии в отчетном году выполнен текущий ремонт учреждений (на данные цели направлено 3,1 млн. рублей):

- работы по перепланировке и переустройству нежилого помещения под детскую музыкальную хоровую школу № 8 – 2,5 млн. руб.;
- работы по подготовке к отопительному сезону (частичная замена окон, частичный ремонт систем отопления) – 362,8 тыс. руб.;
- работы по ремонту правового эвакуационного выхода МБУК «КДЦ «Октябрь» - 300,0 тыс. рублей.

В целях обеспечения доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в библиотеки («Доступная среда») направлено 311,0 тыс. рублей на установку переносного пандуса, пандуса с поручнями, лестничных поручней при входе в библиотеки-филиалы.

Физическая культура и спорт

На протяжении ряда последних лет основными направлениями деятельности администрации города Рязани в области физической культуры и спорта было формирование у всех социальных и возрастных групп горожан осознанного, мотивированного отношения к улучшению и сохранению своего здоровья средствами и методами физической культуры и спорта. При этом основной акцент сделан на физкультурно-оздоровительную работу, развитие массового детско-юношеского спорта и совершенствование материально-технической базы спортивных сооружений и спортивных учреждений города.

Количество систематически занимающихся физической культурой и спортом в городе Рязани увеличилось и на конец 2017 года составило около 195,3 тысячи человек. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в процентном отношении увеличилась на 1,2 п.п. и составила 36,2%. Увеличение произошло за счет роста численности обучающихся и более активного привлечения их к занятиям физической культурой и спортом, приемe нормативов ВФСК «ГТО».

Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся, в 2017 году составила 83,4%, что ниже показателя прошлого года на 9,6 п.п. Падение показателя обусловлено с одной стороны снижением численности детей 1-2 групп здоровья, посещающих занятия физкультурой, а с другой стороны – ростом численности обучающихся.

Всего в городе 652 спортивных сооружения. Из них: 5 стадионов, 173 плоскостных спортсооружения, 191 спортивный зал, 3 крытых объекта с искусственным льдом, 2 легкоатлетических манежа, 26 плавательных бассейнов (9 из них 25 метров, 1 – на 50 метров), 6 лыжных баз, 36 сооружений для стрелковых видов спорта и др. спортсооружения. Функционируют 13 муниципальных спортивных учреждений дополнительного образования (12 ДЮСШ и СДЮСШОР, 1 муниципальное учреждение).

В 2017 году введены в эксплуатацию:

- 2 спортивные площадки в парке им. Гагарина и парке на ул. Шевченко;
- спортивные залы и спортивные площадки в МБОУ «Школа № 75».

Забота о сохранении здоровья рязанцев – это не только предпосылки для высокой производительности труда, улучшения благосостояния, но и залог устойчивого социально-экономического развития страны. Именно поэтому администрацией уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работе в трудовых коллективах, среди детей и молодежи.

За 2017 год было проведено 362 спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятия, в том числе массовых – более сотни, в которых приняло участие более 100 тысяч человек.

Среди наиболее массовых и популярных соревнований и мероприятий, проведенных в отчетном году можно назвать:

- легкоатлетические соревнования (эстафета), посвященные Дню Победы;
- «Рязанская Соборная верста»;
- спартакиада школьников города;
- спартакиада трудящихся города;
- летняя и зимняя спартакиады дворовых команд;
- спартакиада летних оздоровительных лагерей;
- Всероссийский День бега «Кросс наций»;
- Акция «Запишись в спортивную школу»;
- фестиваль уличного баскетбола;
- международный футбольный турнир «Мяч добра – Мы разные, но мы вместе».
- спартакиада работников органов местного самоуправления муниципального образования – городской округ город Рязань Рязанской области;
- спартакиада инвалидов по слуху;
- спартакиада учреждений среднего профессионального образования;
- соревнования по мини-футболу в школах;
- Всемирный День подтягиваний;
- Спартакиада «Дружим народами».

Спортивная составляющая стала неотъемлемой частью общегородских мероприятий, приуроченных к знаменательным датам: соревнования, посвященные празднику Весны и Труда, Дню города, Дню России, Дню защиты детей, «Прощай, Масленица!», «Лыбедская маевка», Дню народного Единства, традиционными для города уже стали мероприятия День без автомобиля, Всемирный День ходьбы.

В Рязани прошло множество ярких и зрелищных мероприятий, в которых спортивно-оздоровительная составляющая заняла не последнее место.

В апреле проведена Декада здоровья и спорта, посвященная Всемирному Дню здоровья. 40 физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий прошло в течение месяца, среди которых соревнования, прошедшие в общеобразовательных школах, спортивных школах города. Всего в Декаде здоровья и спорта приняло участие около 10 тыс. человек.

14 мая 2017 году в городе Рязани впервые прошел полумарафон «Рязанский Кремль-2017», в котором приняло участие более 1000 человек, спортсмены преодолевали дистанции 10 и 21 километр.

В рамках реализации государственной политики по внедрению ВФСК ГТО в городе Рязани проведено 29 Фестивалей и мероприятий по приему нормативов ГТО среди учащихся образовательных учреждений города Рязани (приняло участие 2346 человек) присвоено 1464 знака отличия (612 золотых, 566 серебряных и 286 бронзовых).

Большую роль в привлечении населения к занятиям физической культурой и спортом играет привлекательность спортивной инфраструктуры муниципального образования. Одной из задач является сохранение и комплексное развитие объектов спортивной инфраструктуры в городе, улучшение материально-технической базы спортивных учреждений города. Ежегодно осуществляется плановый капитальный и косметический ремонт в муниципальных учреждениях физической культуры и спорта.

Приоритетными направлениями развития физической культуры и спорта в городе Рязани на 2018 год являются:

- повышение численности систематически занимающихся физической культурой и спортом в городе Рязани;
- совершенствование системы взаимодействия со средствами массовой информации по пропаганде здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом среди всех групп населения независимо от возраста и пола;
- укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений физической культуры спорта;
- реализация мероприятий муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Рязани» на 2016-2020 годы;
- реализация календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на 2018 год;
- внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО;
- привлечение молодых специалистов в сферу физической культуры и спорта посредством реализации мероприятий по целевому набору будущих специалистов.

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Решение жилищной проблемы является одной из важнейших задач государства. Цель государственной жилищной политики - формирование рынка доступного и комфортного жилья, обеспечение доступа на этот рынок различных групп населения и создание условий для обеспечения жильем малоимущих слоев.

Объем ввода жилых помещений в 2017 году составил 380,8 тыс. кв. метров, что на 13,3% или на 58,4 тыс. кв. метров меньше уровня предыдущего года.

По оценке, общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составила на конец 2017 года 27,6 квадратных метров, что выше уровня 2016 года (27 кв.м.), несмотря на возросшую на 1,3 тыс. человек численность населения города Рязани.

Для поддержания тенденции роста показателей, касающихся жилищного строительства, администрацией города реализуются: муниципальная программа «Жилище» на 2016-2020 годы (далее - МП «Жилище»), адресная программа муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013–2017 годы» и муниципальная адресная программа «Развитие застроенных территорий в городе Рязани на 2013-2017 годы».

В рамках МП «Жилище» в 2017 году разработана градостроительная и проектная документация, разработано 135 топографических планов, необходимых для подготовки градостроительных планов земельных участков.

Предоставлены 16 молодым семьям социальные выплаты на приобретение жилья или строительство жилого дома.

В результате поддержки в 2017 году социально-незащищенных жителей города путем реализации городских ипотечных программам в рамках реализации основных мероприятий «Льготное ипотечное кредитование» и «Субсидирование процентной ставки по банковскому кредиту» 50 семей улучшили свои жилищные условия и приобрели 2,6 тыс. кв. метров жилья.

Средства, направленные на программы ипотечного кредитования, позволили дополнительно привлечь в жилищное строительство 84,5 млн. руб. собственных и заемных средств граждан и способствовали увеличению объема жилищного строительства в городе Рязани.

В целях реализации мероприятий по развитию застроенных территорий в городе Рязани проведено 2 аукциона по площадкам перспективного строительства муниципальной адресной программы «Развитие застроенных территорий в городе Рязани на 2013-2017 годы». По состоянию на 31.12.2017 программа включала в себя адресный перечень из 68 площадок перспективного строительства общей площадью 72,62 га и 463 многоквартирных дома. По итогам проведенных аукционов в 2017 году заключено 3 договора с оплатой цены права в размере 3,3 млн. рублей (в том числе 1 договор заключен по итогам аукциона, проведенного в декабре 2016 года). Осуществлялся контроль за реализацией 27 заключенных договоров о развитии застроенных территорий. Завершено расселение 6 и осуществлен снос 7 аварийных жилых домов, на стадии расселения находятся 17 жилых домов, велось строительство шести многоэтажных жилых домов (ул. Вокзальная , 1-я Железнодорожная ул., ул. Баженова, Северный пер., ул. Радищева).

В городе продолжаются мероприятия по ликвидации аварийного жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Адресная программа муниципального образования – городской округ город Рязань Рязанской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» предусматривала переселение 1809 граждан из 708 квартир, расположенных в 78 жилых домах, предоставление им 708 квартир общей площадью 25,2 тыс. кв. метров и снос 71 аварийного дома (6 домов сносу не подлежат, так как являются объектами культурного наследия). На конец 2017 года расселено 60 многоквартирных домов (684 квартиры), в которых проживали 1716 жителей.

Анализ достигнутых показателей жилищного строительства за 2017 год даёт основания полагать, что администрации города Рязани удалось поддержать строительную отрасль на территории города и создать задел для ввода жилья в последующие годы. Проводится активная работа с застройщиками: осуществляется мониторинг незавершенных строительством объектов на территории города, составляются и контролируются планы ввода объектов жилищного строительства в эксплуатацию, сокращаются фактические сроки выдачи разрешений на строительство, оперативно решаются вопросы по техническим условиям на строительство инженерных сетей, успешно реализуются целевые программы в сфере жилищного строительства.

На протяжении многих лет инвестиционной привлекательностью на территории г. Рязани обладают земельные участки, которые предоставляются для строительства жилых многоквартирных домов, объектов производственного назначения, объектов социальной направленности и иного строительства.

В 2017 году на 30,8% уменьшилась площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс. человек населения и составила 0,63 га. При этом площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, в расчете на 10 тысяч населения увеличилась на 0,02 га и составила 0,24 га.

Администрация города постоянно осуществляет мероприятия по подготовке документации для проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, а также по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В 2017 году реализовано с торгов земельных участков посредством проведения аукционов общей площадью 1,6 га. В 2018 году планируется, что площади земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, останутся на прежнем уровне.

В рамках реализации Закона Рязанской области от 30.11.2011 № 109-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Рязанской области» в 2017 году многодетным семьям предоставлено в собственность бесплатно 134 земельных участка общей площадью 9,26 га (в 2016 году -143 земельных участка общей площадью 9,5 га). В 2018 году планируется предоставление земли для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям на уровне 2017 года.

В 2017 году уменьшилась площадь земельных участков, предоставленных для объектов жилищного строительства, в отношении которых не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию в течение 3 лет: с 80 тыс. кв. м до 42,3 тыс. кв. м, при этом увеличилась площадь земельных участков, предоставленных для иных объектов капитального строительства – с 600 тыс.кв. м до 813,6 тыс. кв.м. Показатели изменились в связи с изменением законодательства:

- с 01.03.2015 увеличился срок предоставления земельных участков в аренду под индивидуальное жилищное строительство с 10 до 20 лет, под иные объекты капитального строительства - с 3 до 10 лет (изменения Земельного кодекса РФ);
- до 01.03.2018 не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства (в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» - в редакции от 01.03.2015).

Жилищно - коммунальное хозяйство

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов составила 99,6%. Рост показателя обусловлен проведением и признанием состоявшимися открытых конкурсов по отбору управляющих компаний для многоквартирных домов.

В соответствии со «Сведениями о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства» за 2017 год (форма № 22-ЖКХ (реформа), количество многоквартирных домов города, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, составляет 3 188 ед.:

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме - 192 многоквартирных дома (6% от общего количества многоквартирных домов города, в которых выбран и реализован способ управления);
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом - 579 многоквартирных домов или 18%;
- управление управляющей организацией муниципальной формы собственности – 26 многоквартирных домов или менее 1%;
- управление управляющей организацией частной формы собственности – 2 391 многоквартирных домов или 75%.

На рынке оказания жилищных услуг работают 80 организаций, занимающихся управлением и обслуживанием жилищного фонда, в основном это частные предприятия.

В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Правилами проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, проведены 17 конкурсов по отбору управляющей организации для управления 176 многоквартирными домами. В результате состоявшихся конкурсов выбрано управляющие компании для 63 многоквартирных домов общей площадью 76,2 тык. кв.м.

Поддерживается база данных по управлению жилищным фондом АИС «Жилищный фонд». Результаты общих собраний вводятся в базу данных (выбор способа управления, выбор управляющей либо обслуживающей организации, создание совета дома и т.д.).

В течение 2017 года администрацией города Рязани организовано и проведено 4 семинара для председателей ТСЖ (ЖСК) по вопросам обязанности регистрации и размещения информации товариществами собственников жилья и жилищно-строительными кооперативами в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, обзора изменений в Жилищном кодексе РФ, требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, изменений в сфере предоставления коммунальных услуг, безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования многоквартирных домов. В семинарах приняли участие 237 представителей ТСЖ, ЖСК города.

С целью повышения профессионального управления жилищным фондом, в соответствии с Положением о порядке организации обучения граждан, осуществляющих управление многоквартирными домами или имеющих намерение осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, проведено обучение 14 представителей ТСЖ, ЖСК.

В целях решения вопросов содержания в образцовом состоянии многоквартирных домов и благоустройства территории проведен смотр-конкурс на звание «Лучший жилищно-строительный кооператив, товарищество собственников жилья». В смотре-конкурсе приняло участие 10 ТСЖ и ЖСК.

Информация об управляющих организациях, по выбору способа управления многоквартирными жилыми домами размещается на интернет - сайте администрации города Рязани.

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, в 2017 году увеличилась незначительно и составила 44,3%, что практически соответствует уровню 2016 года. В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, с 01.01.2015 земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения.

Данные по показателю «Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие городского округа в уставном капитале которых составляет не более 25%, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района)» уточнены за 2015, 2016 годы в связи с тем, что в числе организаций коммунального комплекса с долей собственности субъекта и (или) городского округа более 25 процентов не были учтены 3 организации (котельные ГБУ РО ГКБ №11 и ГБУ РО РОКОД; многоотраслевая организация ФГБУ ЦЖКУ МО РФ). В 2017 году в связи с сокращением общего числа организаций коммунального комплекса показатель составил 84,9%, что больше значения 2016 года на 1,6 процентных пункта. В соответствии с требованиями Федерального закона № 185 - ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» доля данных организаций должна составлять с 01.07.2012 не менее 80%.

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в 2017 году составила 4,6%, что на 0,3 п.п. ниже уровня предыдущего года (4,9%). Улучшение жилищных условий осуществляется за счет реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а так же за счет предоставления муниципального жилья по договорам социального найма, приобретения квартир для детей-сирот, предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах, улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на приобретение жилья.

В ходе ежегодной перерегистрации происходит сокращение количества граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет в отдел по учету и распределению жилья администрации города Рязани до 01.03.2005 года. С учета снимаются умершие и граждане, выехавшие в другое муниципальное образование, а так же при утрате оснований, дающих право на получение жилого помещении по договору социального найма. Улучшение жилищных условий происходит за счет собственных средств граждан, при утрате оснований они также снимаются с учета. Постоянно проводится работа по выявлению освободившегося жилищного фонда и выселению граждан из самовольно занятых жилых помещений для последующего предоставления очередникам.

По состоянию на 01.01.2017 года на учете состояло 7295 семей, зарегистрированных по территориальным округам, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.2005 года. С 01.03.2005 года на учете состоят 355 семей, признанных малоимущими, из них 11 семей имеют право на обеспечение жилыми помещениями вне очереди; 3 семьи зарегистрированы в жилых помещениях, признанных аварийными и непригодными для проживания; 8 семей имеют в составе больных, страдающих тяжелой формой хронического заболевания. В очереди граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненных к ним лиц, состоит 16 семей; граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц - 4 семьи; вынужденных переселенцев - 12 семей, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - 9 семей.

В 2017 году включены в список по обеспечению жилыми помещениями дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – 261 человек. Для обеспечения данной категории жильем администрацией города приобретены в муниципальную собственность 68 квартир, из них 60 квартир расположены по адресам: г. Рязань, ул. 2-я Новоселковская, д. 4, д. 6 и 8 квартир по адресу: г. Рязань, 8-й Авиационный проезд, д. 38.

По результатам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 - 2020 годы в 2017 году выдано 4 государственных жилищных сертификата для приобретения жилых помещений.

Предоставлено жилых помещений специализированного жилищного фонда:

- общежитий – 8;
- служебных жилых помещений – 24;
- жилых помещений маневренного фонда – 3.

В 2017 году по вопросу постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в категорию малоимущие обратилось 38 семей, из них: 29 семей приняты на учет, 9 семьям отказано.

За отчетный период предоставлено по договору социального найма 5 жилых помещений.

Организация муниципального управления

За 2017 год в бюджет города поступило собственных доходов (без учета субвенций) 6 146,1 млн. рублей, из них налоговые и неналоговые доходы составили 4 485,6 млн. рублей. По сравнению с 2016 годом доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме собственных доходов бюджета увеличилась на 0,2 п.п.

Впервые за последние три года достигнута положительная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов. По сравнению с 2016 годом их объем вырос на 30,1 млн. рублей (0,7%). В основе роста лежит увеличение налоговых поступлений на 170,4 млн. рублей (4,9%).

Неналоговые доходы, напротив, сократились на 140,3 млн. рублей (14,1%), что обусловлено уменьшением доходов от реализации муниципального имущества (ежегодное сокращение объектов, подлежащих продаже), платежей за негативное воздействие на окружающую среду по причине изменения законодательства и увеличения лимитов выбросов крупнейшему плательщику АО «РНПК».

Объем предоставляемой из вышестоящих бюджетов финансовой помощи в виде субсидий в рамках софинансирования расходных полномочий муниципального образования уменьшился на 48,7 млн. рублей (0,3%).

Определение параметров доходов на очередной финансовый год и плановый период осуществлялось исходя из базового сценария прогноза социально-экономического развития на 2018-2020г.г. и принятых изменений налогового и бюджетного законодательства. Прогнозируемый объем поступлений собственных доходов (без учета субвенций) на 2018 год – 4,7 млрд. рублей, на 2019 год – 4,9 млрд. рублей, на 2020 год – 5 млрд. рублей. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме собственных доходов на 2018-2020г.г. составит 98,2%, 99,1% и 99,1% соответственно.

В течение 2017 года администрацией города были исполнены все социальные обязательства по финансированию расходов бюджета, по состоянию на 1 января 2018 года просроченная кредиторская задолженность по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных бюджетных и автономных учреждений отсутствует.

Значение показателя «Объем незавершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа» напрямую зависит от количества проектируемых и строящихся объектов муниципальной собственности и объема выделяемых на эти цели бюджетных средств. Значение данного показателя увеличилось с 44,4 млн. руб. в 2016 году до 45 млн. руб. в 2017 году.

В 2017 году в рамках ВЦП «Адресная инвестиционная программа города Рязани на 2017-2019 годы» и по мероприятиям управления капитального строительства МП «Развитие образования в городе Рязани» на 2016-2020 годы, МП «Стимулирование развития экономики в городе Рязани» на 2016–2020 годы осуществлялось финансирование 8 объектов капитального строительства, в том числе на 3 объектах муниципальной собственности велись строительно-монтажные работы.

Из-за недостаточного объема бюджетного финансирования, соответствующего сметной стоимости объекта, применяется вынужденная мера по разделению строительства на очереди, либо заключения муниципальных контрактов с оплатой за выполненные работы в следующем финансовом году, что влечет за собой нарушение нормативных сроков производства работ и увеличение объема незавершенного строительства.

По состоянию на 01.01.2017 подготовлена проектная документация по 20 объектам, общей сметной стоимостью около 3,9 млрд. рублей («Расширение и реконструкция канализации города Рязани. Западный коллектор (тоннельная часть)», «Канализационная насосная станция № 3 на Московском шоссе», «Коллектор дождевой канализации по дну Кузьмина оврага в микрорайоне Канищево», «Физкультурно-оздоровительный комплекс на ул. Космонавтов (1 очередь)», «Дождевая канализация и водопонижение в районе ул. Авиационная», «Теплоснабжение жилых домов микрорайона Солотча», «Реставрация и приспособление для современного использования объекта культурного наследия по адресу: г. Рязань, ул. Вознесенская, 64 «Дом, где жил и умер исследователь Аляски Л.А. Загоскин» и другие), но из-за дефицита бюджетных средств не представляется возможным начать их строительство (реконструкцию).

В городе Рязани приняты Генеральный план города Рязани (в 2006 году) и Правила землепользования и застройки (в 2008 году). В 2016 году внесены 13 изменений в Генеральный план города Рязани и 12 изменений в Правила землепользования и застройки.

По оценке, среднегодовая численность постоянного населения Рязани за 2017 год составила 538,3 тыс. человек, что на 2,1 тыс. человек больше уровня 2016 года. Увеличение численности населения города вызвано высоким миграционным притоком. Миграционный прирост населения за 2017 год (2 896 человек) в 1,9 раза превышает естественную убыль населения города (1 556 человек).

Естественная убыль населения увеличилась на 30% по сравнению с уровнем 2016 года. Число родившихся в 2017 году сократилось на 560 человек и составило 5 487 человек. Число умерших уменьшилось на 201 человека и составило 7 043 человека. Динамика населения в ближайшее десятилетие будет зависеть от негативного потенциала, накопленного в возрастной структуре.

В 2018 - 2020 годах прогнозируется сохранение тенденции роста численности населения города Рязани, при этом темпы увеличения численности населения будут снижаться. Большое значение имеет положительное сальдо миграции, которое будет компенсировать численные потери населения. По прогнозу, в 2020 году среднегодовая численность населения составит 542,2 тыс. человек, что на 3,9 тыс. человек или 0,7% больше численности 2017 года.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

В целях повышения доли объема ресурсов, счет за который выставлен на основании показаний приборов учета, администрацией города Рязани реализуется ряд мероприятий.

В технические условия на объекты нового строительства (в том числе и жилого) организациями коммунального комплекса (МП «Водоканал города Рязани», МУП «РМПТС», МУП «РГРЭС») вносится обязательное условие об установке приборов учета потребления ресурсов и рекомендуется применять энергосберегающее оборудование и материалы.

В настоящее время все объекты социальной сферы оборудованы приборами учета энергоресурсов, кроме объектов, расположенных в многоквартирных домах и потребляющих электрическую энергию в объеме менее 5 кВт/ч и тепловую энергию в объеме менее 0,2 Гкал/ч.

В целях повышения энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов в городе Рязани реализовывались мероприятия в рамках МП «Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергосбережение в городе Рязани» на 2016-2020 годы. В 2017 году на реализацию мероприятий из бюджета города Рязани направлено 2,3 млн. рублей. В целях повышения эффективности энергопотребления путем внедрения современных энергосберегающих технологий и оборудования, установлены насосы с частотно-регулируемым приводом на 5 объектах теплоснабжения и горячего водоснабжения (ЦТП) (на данные цели направлено около 1,9 млн. рублей). В муниципальном жилищном фонде установлены 153 прибора учета энергетических ресурсов (израсходовано 0,4 млн. рублей).

2. Заключительные положения

Осуществленный анализ достигнутых значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования – городской округ город Рязань за 2017 год показал положительную динамику по большинству показателей, характеризующих социально - экономическое развитие, уровень и качество жизни населения, степень внедрения новых методов и принципов управления.

Анализ эффективности деятельности муниципалитета позволил выявить сферы, требующие приоритетного внимания, сформировать комплекс мероприятий по улучшению результативности деятельности муниципального образования.

Для создания благоприятного инвестиционного климата в городе будет продолжена работа по повышению инвестиционной привлекательности города. В связи с чем значительный упор будет сделан на:

1) усилении взаимодействия с федеральными и региональными структурами и организациями такими, как Российский экспортный центр, Фонд развития промышленности, Агентство по технологическому развитию, Агентство стратегических инициатив, Корпорация развития Рязанской области, Рязанский областной фонд поддержки малого предпринимательства, Гарантийный фонд Рязанской области и др.;

2) участии во Всероссийских и Международных форумах и конференциях;

3) распространении информации о существующих мерах поддержки на территории города и свободных инвестиционных площадках в целях содействия инвесторам в реализации их проектов.

В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства в городе Рязани администрацией города Рязани реализуется муниципальная программа «Стимулирование развития экономики в городе Рязани» на 2016 - 2020 годы. В дальнейшем при реализации программы акцент будет сделан на организационные массовые мероприятия для малого бизнеса, связанные с повышением профессионального мастерства, обменом опыта, развитием деловой активности бизнеса, поиском новых идей. Важной задачей видится вовлечение администрации в сервисную модель поддержки малых и средних предприятий, обеспечивающих предоставление услуг предпринимателям по принципу «одного окна», а также индивидуальная работа по обращениям предпринимателей». Это позволит использовать все возможности объединения на одной площадке государственных, муниципальных услуг, необходимых для начала и успешного ведения бизнеса.

Анализ работы, проделанной в 2017 году, позволяет определить основные направления развития образовательных учреждений на ближайшую и среднесрочную перспективы с учетом результатов анализа достигнутых значений показателей:

- развитие сети учреждений дошкольного образования и создание дополнительных мест за счет резерва помещений и строительства нового детского сада;
- повышение доступности общего образования через участие в региональной программе «Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на 2016 – 2025 годы» в части строительства новых общеобразовательных учреждений на территории города Рязани и проведения капитальных ремонтов имеющихся зданий;
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;
- улучшение финансирования учреждений на проведение текущих и капитальных ремонтов;
- сохранение доступности дополнительного образования;
- обеспечение высокого качества образовательных услуг;
- продолжение работы по созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях;
- повышение эффективности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- повышение заработной платы работников муниципальных образовательных учреждений.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, всегда была и остается важной сферой в образовании детей. В дальнейшем дополнительное образование детей в муниципалитете будет рассматриваться как система, способствующая формированию и развитию творческих способностей детей, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, создающая условия для организации их свободного времени, адаптации к жизни в обществе, а также выявления и поддержки детей, проявляющих особые способности.

В целях повышения эффективности деятельности сферы культуры города, основными направлениями развития на 2018 год должны стать:

- поддержка реализации общественных инициатив при проведении уличных и парковых мероприятий на всей территории Рязани;
- развитие городского Духового оркестра;
- строительство современного здания Детской школы искусств № 2;
- введение в эксплуатацию дополнительных площадей Детской школы искусств № 7;
- завершение реализации проекта «Октябрь-перезагрузка»;
- развитие музейно-выставочного центра им. Е.Н. Каширина «Фотодом», ремонт внутренних помещений.

Основными проблемами в области физической культуры и спорта в городе Рязани в настоящее время является несоответствие между потребностями населения и возможностями спортивных сооружений города в предоставлении необходимых услуг, острый дефицит в тренерских и инструкторских кадрах и отсутствие должных условий для их сохранения и подготовки.

Основными приоритетами в сфере физической культуры и спорта остаются:

- повышение численности систематически занимающихся физической культурой и спортом в городе Рязани;
- пропаганда здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом среди всех групп населения;
- поэтапное внедрение ВФСК ГТО;
- привлечение молодых специалистов в сферу физической культуры и спорта через реализацию мероприятий по целевому отбору будущих специалистов.

Главная цель бюджетной политики состоит в сохранении и развитии доходного потенциала города, необходимого для исполнения в полном объеме утвержденных расходных обязательств. В целях решения поставленных задач будут максимально использоваться рычаги воздействия на повышение качества администрирования доходов, реализацию действенных мер по минимизации задолженности в бюджет города. Будет продолжена работа по совершенствованию механизмов управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Строительство социально-значимых для города объектов превращается в «долгострои» по причине дефицита бюджетных средств. Для достижения динамики снижения данного показателя в 2019-2020 годах, с целью соблюдения сроков ввода объектов в эксплуатацию необходимо привести в соответствие количество проектируемых и строящихся объектов с учетом нормативных сроков, предусмотренных проектами организации строительства (ПОС) по каждому объекту, и объем выделяемых бюджетных средств для полного обеспечения финансированием объектов капитального строительства муниципальной собственности.

Администрация города Рязани проводит активную работу с застройщиками: осуществляется мониторинг незавершенных строительством объектов на территории города, составляются и контролируются планы ввода объектов жилищного строительства в эксплуатацию, сокращаются фактические сроки выдачи разрешений на строительство, оперативно решаются вопросы по техническим условиям на строительство инженерных сетей, в целях повышения покупательской способности населения реализуются целевые программы в сфере жилищного строительства.

Администрацией города будет продолжена работа по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства посредством проведения аукционов за счет проведения инвентаризации земель в целях выявления свободных участков, пригодных для вышеуказанных целей. Кроме того продолжится работа по бесплатному предоставлению в собственность земельных участков многодетным семьям.

Важными направлениями деятельности органов местного самоуправления города Рязани в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства являются повышение степени благоустройства жилищного фонда, развитие коммунальной инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергоэффективности в городе Рязани, позволяющие повысить качество жизни населения, проживающего на территории муниципального образования – городской округ город Рязань. В 2018 году на реализацию задачи «Энергосбережение и повышение энергоэффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов в городе Рязани» планируется направить 2,3 млн. рублей бюджетных средств. Основные мероприятия:

- внедрение энергосберегающего оборудования и энергоэффективных технологий на объектах теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения и электроснабжения (объем финансирования – 1,7 млн. руб.);
- установка приборов учета в муниципальном жилищном фонде (объем финансирования – 600 тыс. руб.).